01 мая 2011

Компьютерные магазины DNS пришли в Воронеж слишком поздно

Компьютерные магазины DNS, недавно открывшиеся в Воронеже, можно сравнить с подержанными японскими автомобилями — основным средством передвижения в местах, откуда розничная сеть начала свою экспансию. Магазины компании являются такими же устаревшими, но при этом очень надежными — компания смогла благополучно пережить кризис, сохранив высокие темпы роста.
Ничего нового в области технологий торговли дальневосточная сеть с собой не принесла, а ее бурный рост во многом был связан с тем, что она развивалась в регионах с низким общем уровнем развития ритейла. Более высокую опасность для игроков компьютерного ритейла в Центральной России сейчас представляют сети магазинов из смежных сегментов рынка — Media Markt и «Связной» — из-за того, что их технология продаж более продвинута.
Вот те принципы, которые отличают Media Markt от многих других ритейлеров:
  • Формирование собственного покупательского потока.
Как показывает опыт Media Markt, постоянная работа по привлечению покупателей гораздо важнее отличного местоположения. Можно открыть точку в местах с готовым бешеным пешеходным трафиком, но при этом не иметь покупателей.
Воронежский Media Markt устроил громкое открытие в торговом комплексе «Арена» задолго до того, как были готовы к этому большинство соседних секций. Регулярно в магазинах сети в разных городах проходят мероприятия, способные заинтересовать целевых покупателей: рекламные акции, презентации нового товара или, например, автограф-сессии популярной рок-группы.
Здесь дело не только в том, что компания выделяет хороший бюджет на рекламу. Главное в том, что она создают у потенциальных покупателей уверенность, что те найдут в магазинах все, что им нужно.
  • Открытая выкладка товара с возможностью тестирования.
В период роста Интернет-магазинов и прочих альтернативных способов доставки розничная точка должна показать покупателям свое главное преимущество — возможность осмотреть и пощупать товар и, в целом, приятно провести время. На смену стеклянным витринам приходит открытая выкладка и создание демонстрационных площадок для тестирования товара. В магазинах Media Markt на одной площадке малолетние хулиганы могут тестировать новый Play Station, а на другой площадке эстетоманы пробовать кофе из автомата Nespresso. Компьютерные магазины пока редко дают такую возможность.

Несмотря на российские корни, «Связной» также демонстрирует продвинутые решения для покупателей:
  • Программа лояльности.
«Связной-Клуб» является, вероятно, лучшей программой лояльности в российском ритейле. Дело не только в привилегиях, получаемых пользователями, а в том, какие выгоды от внедрения программы получает сама компании. Имеющаяся клиентская база позволяет компании делать покупателям целевые предложения, нанимать их за символическое вознаграждение (например, в качестве тайных покупателей для проверки уровня сервиса в точках), а также выходить на новые сектора рынка. Большая часть ритейлеров не используют даже половины потенциала своих дисконтных или бонусных программ.
  • Понимание роли товара в жизни клиентов.
Для «Связного» телефон — это интерфейс между человеком и окружающим миром, способный заменить многие другие устройства и предметы постоянного пользования, например, кошелек. Компания выстаивают свою стратегию в соответствии с этим видением. В настоящее время она выходит на банковский рынок, но вероятно в будущем ее заинтересуют прочие секторы услуг, связанные с мобильной связью.
Компьютерных ритейлеров, выстраивающих свою стратегию развития вокруг какого-либо видения будущего компьютеров, я пока не знаю. Хотя компьютер дает еще большую возможность обеспечить связь пользователя с окружающим миром. Например, компьютеры — это электронный офис или дом человека, в котором есть свои аналоги места отдыха, рабочего стола, коммуникаций или системы безопасности.

________________
В заключении отмечу, что не только Media Markt или «Связной» пытаются продвигать на рынок модернизированный формат обслуживания покупателей. В СМИ упоминалось, что ряд сетей — «Евросеть», «Перекресток», «Сбербанк», «Эльдорадо» — построили экспериментальные точки обслуживания, где тестируют новые принципы организации работы с покупателями. Если вам известны похожие примеры в Воронеже или других городах, то прошу поделиться ими в комментариях.