16 декабря 2014

Арендаторы покидают «Центр Галереи Чижова». На что надеются в ЦУМе?

Проект реконструкции ЦУМа является очень амбициозным. Учитывая сильную конкуренцию со стороны третьей очереди «Центра Галереи Чижова», мне казалось, что масштабы этого проекта будут уменьшены (прежде всего, за счет сокращения площади торговой галереи). Если бы это было сделано, то ЦУМ, вероятно, был бы сейчас уже реконструирован, а создатели проекта вышли из него с относительным плюсом для себя. Но сейчас чем дальше, тем больше убытков он может принести собственникам.

Пессимистичное видение рынка связано с тем, что на российском рынке одежды и обуви наблюдается спад, особенно в среднеценовом сегменте. Уже сейчас нет предновогоднего всплеска спроса, который обычно происходит в это время. В следующем году мы увидим еще большее снижение потребительской активности из-за продолжающегося падения уровня жизни.

Учитывая невысокий спрос и рост арендных ставок, арендаторы уже начали покидать вторую очередь «Центра Галереи Чижова», не дождавшись открытия третьей очереди. В центре появляются свободные площади, и даже занятые площади ищут нового покупателя.

Новая концепция ЦУМа учитывает кризисные тенденции. Ее создатели вспомнили лучшее, что есть у данного места, а именно — прошлое советского универмага. При этом сделали формат универмага современным и ориентированным на верхнеценовой сегмент. С одной стороны, сегмент лакшери испытывает меньшее падение продаж по сравнению со среднеценовым сегментом. С другой стороны, предлагаемый формат универмага позволяет арендаторам сэкономить на управлении объектом, так как арендатор занимается только закупкой товара, а остальные функции выполняет управляющая компания.

Получается, что риски проекта теперь связаны не только с внешней неблагоприятной конъюнктурой, но и со сложностью управления подобным проектом. Чтобы решить эту проблему, управление может быть отдано на аутсорсинг неместной организации. На мой взгляд, опыт привлечения компании Colliers International к управлению ТРК «Арена» в Воронеже нельзя назвать удачным. Торговый центр как имел множество вакантных площадей до прихода новой управляющей компании, так и продолжает их иметь.

В текущих условиях, я надеюсь, будущее «Центра Галереи Чижова» и ЦУМа будет таким:
  • «Центр Галереи Чижова» пересмотрит политику отношений с арендаторами. Стальные женщины из отдела аренды станут более мягкими. Торговый центр начнет зарабатывать, прежде всего, предоставляя арендаторам качественные дополнительные услуги, связанные с привлечением покупателей. Если предоставление данной услуги организовано хорошо, то это может дать до трети дополнительных доходов торгового центра.
  • ЦУМ создаст свою сильную управляющую компанию с опорой на местные кадры (и местные маркетинговые агентства). Возможно, это будет под руководством нового собственника.
Кроме того, у обоих торговых центров есть возможность воспользоваться ростом внутреннего туризма, который в ближайшие годы также может быть вызван текущим кризисом и меньшей доступностью поездок за границу. Интерес к региону будет связан не столько с уникальным прошлым воронежского края, сколько с возможностью относительно недорого воспользоваться качественными медицинскими услугами, СПА, салонами красоты, ресторанами.

Комментариев нет: